Я стараюсь писать свои мысли в блоге, но есть шедевральные высказывания о моей (нашей) проблеме и я не могу пройти мимо них!
Очень хорошо написано об алкоголизме одним из моих любимых писателей -- Стивеном Кингом. Видно, что трезвость была по настоящему выстрадана им. Не буду распинаться и анализировать сказанное им, лишь могу добавить, что мне тоже помогает его формулировка зависимости, только я ее чуть-чуть перефразировал. Я напоминаю себе: "Алкоголь -- это Энни и Оверлук. Не дай этим чудовищам уничтожить себя!".
Исповеди алкоголиков. Стивен Кинг о своем алкоголизме
Алкоголики выстраивают защиту, как голландцы - плотины. Первые двенадцать лет своей семейной жизни я себя
уверял, что “просто люблю выпить”. Еще я использовал всемирно известную
“Защиту Хемингуэя”. Хотя вслух это никогда не произносилось (как-то это
не по-мужски), защита эта состоит в следующем: я - писатель, а потому
человек очень чувствительный, но я - мужчина, а настоящий мужчина своей
чувствительности воли не дает. Только слабаки так делают. Поэтому я пью.
А как еще мне пережить экзистенциальный ужас и продолжать работать? А
кроме того, я себя контролирую. Как настоящий мужчина.
Потом
в начале восьмидесятых в штате Мэн приняли закон об утилизации бутылок и
банок. Теперь шестнадцатиунциевые банки “Миллер лайт” у меня летят не в
мусорку, а в пластиковый контейнер в гараже. Как-то в четверг я вышел
бросить туда еще парочку погибших бойцов и заметил, что контейнер, в
понедельник еще пустой, уже почти полон. А поскольку “Миллер лайт” в
доме пью только я... "Трам-тарарам, я же алкоголик!” - подумал я, и
контрмнения у меня в голове не возникло - в конце концов я же тот самый,
который написал “Сияние”, даже не понимая, что пишет о себе самом.
Реакцией моей на эту мысль было не опровержение, не сомнение - это было
то, что я назвал бы перепуганной уверенностью. “Значит, надо
поосторожнее, - ясно помню я, как думал дальше. - Потому что если ты
влипнешь..."
Если
я влипну, переверну машину на проселке или ляпну чего-нибудь в интервью
в прямом эфире, мне кто-нибудь обязательно скажет, что надо бы мне пить
поменьше; а сказать алкоголику, чтобы он пил поменьше, - это как
сказать человеку, сожравшему мировой стратегический запас касторки,
чтобы он срал поменьше. Один мой друг, который через это прошел,
рассказывал забавную историю о своих первых робких усилиях уцепиться за
все быстрее ускользающую жизнь. Он пошел к психологу и сказал, что жена
волнуется, потому что он слишком много пьет.
- А сколько вы пьете? - спросил психолог. Мой друг поднял на него недоуменные глаза.
- Сколько есть, столько и пью, - ответил он, поскольку это было очевидно.
Я
его понимаю. Уже почти двенадцать лет, как я последний раз выпил, и все
равно я не могу поверить своим глазам, когда вижу в ресторане
кого-нибудь с недопитым бокалом. Меня тянет подойти и заорать: “Допивай!
Какого черта не допиваешь?”
- прямо в лицо такому человеку. Рассуждения насчет того, что пьем для
компании, я считаю смехотворными. Не хочешь напиваться - пей кока-колу. В
последние пять лет, когда я пил, вечера у меня заканчивались одинаково:
я все оставшееся в холодильнике пиво выливал в раковину. Иначе эти
банки звали меня, пока я не вылезал из кровати и не выпивал еще одну. И
еще одну. И еще одну.
К
восемьдесят пятому году я к своим алкогольным проблемам добавил
наркоманию, но продолжал функционировать, как и многие, кто колется и
нюхает, на самом краю профессионализма. Перестать мне было бы страшно - я
уже не представлял себе другой жизни. Принимаемые наркотики я прятал
как только мог - и от страха (что со мной будет без допинга? Я уже
забыл, каково это - быть чистым), и от стыда. Я снова вытирал задницу
ядовитым плющом, только теперь ежедневно, а на помощь позвать не мог. У
нас в семье так не делается. У нас в семье продолжаешь курить сигареты,
танцуешь посреди разлитого желе и свои проблемы решаешь сам.
Но
та часть моего существа, которая пишет, глубинная часть, которая знала,
что я алкоголик, еще в семьдесят пятом, когда писалось “Сияние”, этого
не принимала. Молчание - это не для нее. И я начал вопить о помощи
единственным способом, который был мне доступен, - своей прозой и своими
чудовищами. В конце восемьдесят пятого я написал “Мизери” (заглавие
точно отражает состояние моего сознания!), в которой писателя держит в
плену и пытает сумасшедшая медсестра, Весной и летом восемьдесят шестого
я написал "Томминокеров”, часто работая до полуночи, а сердце “стучало
сто тридцать раз в минуту, а ноздри заткнуты ватой, чтобы остановить
кокаиновое кровотечение.
"Томминокеры” - научно-фантастическая сказка в стиле сороковых годов, где героиня-писательница обнаруживает
инопланетный корабль, погрузившийся в землю. Экипаж на борту не
мертвый, а в анабиозе. Эти инопланетные создания залезают тебе в голову и
начинают.., ну, в общем, шевелиться. Ты обретаешь невиданную энергию и
сверхъестественный интеллект (писательница эта, Бобби Андерсон, создает в
числе прочего телепатическую пишущую машинку и атомный
водонагреватель). А взамен ты отдаешь душу. Это была самая лучшая
метафора для алкоголя и наркотиков, которую мог найти мой усталый и
перенапряженный мозг.
Но
прошло немного времени, и убедившись наконец, что я не собираюсь
выходить из этого штопора сам по себе, на сцену вышла моя жена. Это было
нелегко - я ушел так далеко, что до меня было почти что не докричаться,
- но она это сделала. Она организовала группу вторжения из членов семьи
и друзей, и относиться ко мне стали по принципу “Ты сам себе устроил
ад”. Табби начала с выбрасывания из моего кабинета мусора мешками: банок
из-под пива, окурков, кокаина в граммовых флакончиках и кокаина в
бумажных пакетиках, кокаиновых ложечек, перемазанных соплями и кровью,
“валиума”, “ксанакса”, флаконов сиропа от кашля и таблеток, даже
флаконов зубного эликсира. Где-то за год до того, видя, как быстро
исчезают из ванной флаконы “листерина”, Табби спросила, уж не пью ли я
эту дрянь. Я с благородным негодованием ответил, что даже и не думаю.
Так оно и было. Я пил “скоуп”. Он вкуснее, тем более с привкусом мяты.
Вторжение
это, которое было так же неприятно для моей жены, детей и друзей, как и
для меня, вызвано было тем, что я подыхал у них на глазах. Табби
сказала, что у меня есть выбор: могу принять помощь и ожить, а могу
выметаться из, дому ко всем чертям. Она сказала, что она и дети меня
любят и что по этой самой причине не хотят быть свидетелями моего
самоубийства.
Я
стал торговаться, потому что так всегда поступают наркоманы. Я был
обаятелен, потому что они обаятельны. В конце концов мне были даны две
недели на размышление. Вспоминая это теперь, я понимаю все безумие этого
решения. Стоит человек на крыше горящего здания. Подлетат вертолет,
зависает над ним, бросает лестницу. “Лезь!” - кричит человек, свесившись
из дверцы. Хмырь на крыше горящего дома отвечает: “Дайте мне две недели
подумать”.
Но
я действительно думал - насколько мог в своем тухлом виде, - и что
действительно заставило меня решиться, так это была Энни Уилкс,
психованная сестра из “Мизери”. Энни - кокаин, Энни - алкоголь, и я
решил, что хватит с меня быть ее ручным писателем. Я боялся, что не
смогу работать, если брошу пить и нюхать, но решил (опять-таки насколько
это было мне доступно в том растерзанном и угнетенном состоянии духа),
что пожертвую писательством ради того, чтобы остаться с моей женой,
чтобы видеть, как растут мои дети. Если до этого дойдет.
Конечно,
до этого не дошло. Мысль, что творчество и дрянь, меняющая сознание,
ходят парами, - это один из величайших мифов поп-интеллигенции нашего
времени. Четыре писателя двадцатого столетия, на чьей ответственности
это по большей части лежит, - Хемингуэи, Фицджеральд, Шервуд Андерсон и
поэт Дилан Томас. Это они создали наше представление об экзистенциальной
англоязычной пустыне, где люди отрезаны друг от друга и живут в
атмосфере эмоционального удушья и отчаяния Эта концепция хорошо знакома
почти всем алкоголикам, обычная же реакция на нее - приятное удивление.
Наркоманы-писатели - обычные наркоманы. Такие же, как
наркоманы-землекопы. “Все заверения, что наркотики и алкоголь необходимы
для притупления болезненной чувствительности, - чушь и самообман. Я
слышал, как пьющие водители снегоочистителей говорили, что пьют, чтобы
укротить демонов. Без разницы, кто ты - Джеймс Джонс, Джон Чивер или
простой алкаш, закемаривший под стенкой автовокзала: для наркомана право
пить или нюхать должно быть сохранено любой ценой. Хемингуай и
Фицджеральд не потому пили, что были творческими натурами, одинокими или
слабыми духом. Для творческих людей, быть может, действительно больше
риск алкоголизма, чем в других профессиях - ну и что? Все блюющие в
сточной канаве похожи друг на друга.
К концу своих приключений я уже пил по упаковке шестнадцатиунциевых банок за вечер, и есть у меня один роман.
“Куджо”, который я еле помню, как писал. Это я говорю не с гордостью и
не со стыдом, а только с неясным чувством грусти и потери. Книга эта мне
нравится. И мне жаль, что я не помню, как радовался, когда заносил на
бумагу удачные места.
А
в худшие моменты я уже не хотел пить, но и трезвым быть тоже не хотел. Я
был извлечен из жизни. В начале пути обратно я просто старался поверить
людям, которые говорили, что жизнь изменится к лучшему, если я дам ей
время. И я не переставал писать. Многое получалось слабо и плоско, но
все же я писал. Эти несчастные страницы я совал в нижний ящик стола и
начинал что-нибудь новое. Мало-помалу я снова поймал ритм, а потом
вернулась и радость работы. С благодарностью я вернулся к своей семье, к
своей работе, с облегчением. Я вернулся, как возвращается человек в
летний дом после долгой зимы, прежде всего проверяя, что ничего не
сломано и не украдено за время холода. Так и было. Мы все были вместе,
были одним целым. Как только оттают трубы и включится свет, все
заработает. Так и стало.
Эта публикация взята с сайта Моя мать -- алкоголичка
Комментариев нет:
Отправить комментарий